Заседание литературно-художественного салона «Ренессанс»

Темой ноябрьского заседания стало исследование взаимообусловленности творческого процесса учителя и ученика, что для аудитории, в основном состоящей из будущих художников и дизайнеров, имеет особую актуальность.

Гостями заседания стали Айрат Хамидуллин – член Союза художников РФ и РТ, участник международных и всероссийских выставок, преподаватель Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина, Ольга Гильмутдинова  - художник, искусствовед, директор Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина, Анна Акчурина, искусствовед, художник-иллюстратор, выпускник КХУ им. Н.И. Фешина, участник всероссийских выставок Давид Манвелян, кандидат педагогических наук, доцент кафедры татаристики и культуроведения ИФМК им. Льва Толстого КФУ, Лауреат международных, всероссийских и региональных конкурсов Нургаянова Неля Хабибулловна. Выбор участников обсуждения – не случаен, все они в свое время были учениками Айрата Хамидуллина.

Прологом беседы на тему «От творчества учителя – к творчеству ученика» стало открытие выставки произведений Айрата Хамидуллина и его учеников в галерее ИФМК им. Льва Толстого «Манзара». Экспонируемые работы, на первый взгляд, совсем непохожи, но в то же время выставка рождает впечатление единства. Вероятно, «общим знаменателем» всех произведений является наличие собственной манеры, умение видеть красоту и значительность в самых простых непритязательных предметах.

Именно об этом – поиске собственных тем, критериях определения «мое – не мое» в искусстве  начали разговор с Айратом Габидулловичем постоянные ведущие салона доцент Михаил Яо и Зухра Гаптраупова.

Формирование собственных пристрастий художника начинается под непосредственным воздействием учителей. Айрат Хамидуллин с благодарностью вспоминает своих педагогов и в Казанском художественном училище, и позже – в Суриковском училище. Очень много сделано и теми, кто учил, и теми, «кто не учил» - то есть оставлял пространство для собственного поиска, сравнения, интерпретации. Главное в искусстве художника – не что, а как. Поэтому для Айрата Хамидуллина интересны в первую очередь художники, отличающиеся своей собственной манерой письма и колоритом, поэтому Суриков для него выше Репина, а кумиром является Сезанн. Много лет работая преподавателем в художественном училище, Айрат Гибадуллович сформировал целую плеяду учеников, многие из которых стали известными художниками и педагогами. Советы мастера – неустанно искать себя, не бояться экспериментов, оттачивать свое мастерство – это не просто слова, а кредо, которое он применяет ежедневно и к себе, и к студентам.

- Какой учитель Айрат Гибадуллович, чем он запомнился? – спросили ведущие у гостей салона.

Ольга Гильмутдинова, являющаяся ныне директором училища, училась в мастерской Хамидуллина недолго – всего полтора года. Причем – уникальный прецедент – обучалась на отделении художников-оформителей, а по классу рисунка попросила перевести ее в мастерскую Хамидуллина. «Эти полтора года дали мне очень многое» - сказала успешный художник, искусствовед, а теперь руководитель известного учебного заведения. Айрат Хамидуллин – строгий преподаватель, но его строгость всегда облечена в иронию, афористичную форму, которые передаются от курса к курсу. «Можешь не писать – не пиши» - эта «рецензия» страшит многих студентов, зато как ценится похвала, когда все получается.

В то же время Айрат Габдуллович дает полный простор творчеству, он никогда не диктует студентам, что писать, как писать, рассказывает Анна Акчурина. В годы моего обучения в училище в изобразительном искусстве господствовал стиль социалистического реализма, а мы на занятиях с педагогом этого не ощущали. Творили так, как чувствовали, и теперь, пересматривая студенческие работы, видим, насколько это было смело и современно. И это тоже заслуга мастера, который учил нас создавать произведения без оглядки на то, как это будет воспринято, мы выражали себя, а теперь оказывается, что одновременно отразили и время.

Давид Манвелян совсем недавно окончил училище, но уже участвовал в различных выставках, в том числе и всероссийского уровня. Он отмечает значимость уроков Айрата Хамидуллина не только для творчества, но и для повседневной жизни. Его самодисциплина, привычка ценить время, не тратить его на пустяки, уметь сосредотачиваться на работе в любых условиях помогают мне и в моей теперешней жизни, поделился Давид Манвелян. Интересный прием на занятиях на своем курсе применяет Айрат Габидуллович. Он рекомендует всем найти в своей группе или на курсе человека, которому ты можешь помочь и это - когда ты обучаешь кого-то - чрезвычайно развивает себя самого.

Да и в целом для художников и дизайнеров важно понимать, что возможности «чистого» творчества сегодня минимальны и чтобы иметь возможность творить, художнику нужно где-то работать, чаще  всего преподавать. К этому нужно быть готовым и воспринимать это не как тягостную необходимость, а как возможность самосовершенствования.

Об этом же – позитивном взаимообмене творческой энергией преподавателя и учеников – рассказала педагог Неля Хабибуловна. Исполнение произведения Дж. Каччини «Аве, Мария» и выступление ее ученицы, студентки 3 курса ИФМК им. Льва Толстого КФУ Плотниковой Ольги – подтверждение того, что творчество учителя и ученика – двуединый процесс, и одно без другого невозможно.

Свое восхищение прекрасной выставкой и заседанием художественно-литературного салона «Ренессанс» выразила заместитель директора по социально-воспитательной работе ИФМК им. Льва Толстого КФУ профессор Зилия Мухтаровна Явгильдина, она вручила благодарственные письмо от имени директора Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого профессора Радифа Рифкатовича Замалетдинова директору Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина за плодотворное сотрудницество Ольге Александровне Гильмутдиновой.

В заключение руководитель проекта заведующий кафедрой дизайна и национальных искусств доцент Расых Салахов вручил дипломы почетных членов салона гостям впервые участвовавшим в его работе и объявил тему декабрьского заседания литературно-художественного салона «Ренессанс».

Источник информации: Светлана Бородина



© 2009-2018 Казанское художественное училище имени Н.И.Фешина.
При перепечатке любой информации ссылка на сайт обязательна.
Результаты независимой оценки качества
wso shell IndoXploit shell c99 shell hacklink al hacklink wordpress ücretsiz tema Google