История одного натюрморта

«История одного натюрморта» 

Аннотация к выставке 

«Самого большого успеха добивались те,

 кто, поняв проблему, превращали ее в возможность»

Джозеф Шугерман

 

Выставка под названием «История одного натюрморта» является своеобразным итогом совместной плодотворной работы и творческого поиска студентов и преподавателей Казанского художественного училища им. Н. И. Фешина. На выставке представлены картины, ранее участвовавшие в других выставках, а также совершенно новые произведения.

 В  2017 году Айрат Габдуллович Хамидуллин собрал большой тематический натюрморт. Сюжет натюрморта, казалось бы на первый взгляд, прост – тематическая учебная постановка для студентов 4 курса разных специальностей. Да и предметы постановки, просты и повседневны; их так часто видишь в натюрмортном фонде и не придаешь им особого значения: глобус, череп, бутылка, чернильница, перо, драпировки… Но доминантой, своеобразным лейтмотивом натюрморта, стал большой металлический корабль и, в противовес ему, невесомый, небольшого размера, бумажный галеон. Одновременное сочетание и противопоставление самостоятельных героев натюрморта – двух кораблей, обращает нас к теме пиратов и путешествий: теме поиска и сопротивления, теме движения и преодоления, вечной теме борьбы добра со злом. Поэтому предложенный натюрморт стал действительно вдохновляющим сюжетом для студентов и преподавателей, повествующим о вечных ценностях.

По-голландски обозначение жанра «натюрморт» звучит как stilleven, то есть «тихая жизнь». Это более точное выражение сути жанра. Долгое время натюрморт считался второстепенным видом живописи, ведь в нем, как считалось, практически невозможно выразить высокие общественные идеи. Но интерпретация натюрморта в работах авторов данной выставки показывает, что вещи могут характеризовать образ жизни и порождать различные ассоциации и социальные аналогии у зрителя.                                                                                                                                                  Здесь натюрморт выступает как своеобразная творческая лаборатория, становится составной частью и экспериментальной базой станкового искусства, где осуществляется работа над композиционными ходами, над вариантами освещения, выбором различных ракурсов с целью передать настроение, наполнить смыслом и символическим звучанием, казалось бы обычную тихую жизнь окружающих предметов. Поэтому натюрморт становится произведением искусства, так как авторы в своих работах раскрывают его сюжет, особенности построения композиции, светотеневые отношения, цветовую гамму как единое пластическое явление. Ведь в искусстве взаимосвязаны все изобразительные задачи.    

На выставке представлено более 20 работ, исполненных в разных материалах и техниках. Работы преподавателей исполнены в традициях реалистической живописи и рисунка, представляют собой законченные самостоятельные художественные произведения больших размеров.  Работы студентов специальностей «Дизайн» и «Живопись», напротив, небольшого размера, носят этюдный, поисковый характер: это попытка увидеть натюрморт сквозь призму непредсказуемых впечатляющих ракурсов, показать больше вариантов композиционных решений поставленной задачи. Поэтому творческие поиски студентов эмоциональны, экспрессивны, порывисты, даже до небрежности и незавершенности в исполнении, выполнены подвижными и пластичными материалами, такими как гуашь и акварель.


© 2009-2022 Казанское художественное училище имени Н.И.Фешина.
При перепечатке любой информации ссылка на сайт обязательна.