Заседание литературно-художественного салона «Ренессанс»

Темой ноябрьского заседания стало исследование взаимообусловленности творческого процесса учителя и ученика, что для аудитории, в основном состоящей из будущих художников и дизайнеров, имеет особую актуальность.

Гостями заседания стали Айрат Хамидуллин – член Союза художников РФ и РТ, участник международных и всероссийских выставок, преподаватель Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина, Ольга Гильмутдинова  - художник, искусствовед, директор Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина, Анна Акчурина, искусствовед, художник-иллюстратор, выпускник КХУ им. Н.И. Фешина, участник всероссийских выставок Давид Манвелян, кандидат педагогических наук, доцент кафедры татаристики и культуроведения ИФМК им. Льва Толстого КФУ, Лауреат международных, всероссийских и региональных конкурсов Нургаянова Неля Хабибулловна. Выбор участников обсуждения – не случаен, все они в свое время были учениками Айрата Хамидуллина.

Прологом беседы на тему «От творчества учителя – к творчеству ученика» стало открытие выставки произведений Айрата Хамидуллина и его учеников в галерее ИФМК им. Льва Толстого «Манзара». Экспонируемые работы, на первый взгляд, совсем непохожи, но в то же время выставка рождает впечатление единства. Вероятно, «общим знаменателем» всех произведений является наличие собственной манеры, умение видеть красоту и значительность в самых простых непритязательных предметах.

Именно об этом – поиске собственных тем, критериях определения «мое – не мое» в искусстве  начали разговор с Айратом Габидулловичем постоянные ведущие салона доцент Михаил Яо и Зухра Гаптраупова.

Формирование собственных пристрастий художника начинается под непосредственным воздействием учителей. Айрат Хамидуллин с благодарностью вспоминает своих педагогов и в Казанском художественном училище, и позже – в Суриковском училище. Очень много сделано и теми, кто учил, и теми, «кто не учил» - то есть оставлял пространство для собственного поиска, сравнения, интерпретации. Главное в искусстве художника – не что, а как. Поэтому для Айрата Хамидуллина интересны в первую очередь художники, отличающиеся своей собственной манерой письма и колоритом, поэтому Суриков для него выше Репина, а кумиром является Сезанн. Много лет работая преподавателем в художественном училище, Айрат Гибадуллович сформировал целую плеяду учеников, многие из которых стали известными художниками и педагогами. Советы мастера – неустанно искать себя, не бояться экспериментов, оттачивать свое мастерство – это не просто слова, а кредо, которое он применяет ежедневно и к себе, и к студентам.

- Какой учитель Айрат Гибадуллович, чем он запомнился? – спросили ведущие у гостей салона.

Ольга Гильмутдинова, являющаяся ныне директором училища, училась в мастерской Хамидуллина недолго – всего полтора года. Причем – уникальный прецедент – обучалась на отделении художников-оформителей, а по классу рисунка попросила перевести ее в мастерскую Хамидуллина. «Эти полтора года дали мне очень многое» - сказала успешный художник, искусствовед, а теперь руководитель известного учебного заведения. Айрат Хамидуллин – строгий преподаватель, но его строгость всегда облечена в иронию, афористичную форму, которые передаются от курса к курсу. «Можешь не писать – не пиши» - эта «рецензия» страшит многих студентов, зато как ценится похвала, когда все получается.

В то же время Айрат Габдуллович дает полный простор творчеству, он никогда не диктует студентам, что писать, как писать, рассказывает Анна Акчурина. В годы моего обучения в училище в изобразительном искусстве господствовал стиль социалистического реализма, а мы на занятиях с педагогом этого не ощущали. Творили так, как чувствовали, и теперь, пересматривая студенческие работы, видим, насколько это было смело и современно. И это тоже заслуга мастера, который учил нас создавать произведения без оглядки на то, как это будет воспринято, мы выражали себя, а теперь оказывается, что одновременно отразили и время.

Давид Манвелян совсем недавно окончил училище, но уже участвовал в различных выставках, в том числе и всероссийского уровня. Он отмечает значимость уроков Айрата Хамидуллина не только для творчества, но и для повседневной жизни. Его самодисциплина, привычка ценить время, не тратить его на пустяки, уметь сосредотачиваться на работе в любых условиях помогают мне и в моей теперешней жизни, поделился Давид Манвелян. Интересный прием на занятиях на своем курсе применяет Айрат Габидуллович. Он рекомендует всем найти в своей группе или на курсе человека, которому ты можешь помочь и это - когда ты обучаешь кого-то - чрезвычайно развивает себя самого.

Да и в целом для художников и дизайнеров важно понимать, что возможности «чистого» творчества сегодня минимальны и чтобы иметь возможность творить, художнику нужно где-то работать, чаще  всего преподавать. К этому нужно быть готовым и воспринимать это не как тягостную необходимость, а как возможность самосовершенствования.

Об этом же – позитивном взаимообмене творческой энергией преподавателя и учеников – рассказала педагог Неля Хабибуловна. Исполнение произведения Дж. Каччини «Аве, Мария» и выступление ее ученицы, студентки 3 курса ИФМК им. Льва Толстого КФУ Плотниковой Ольги – подтверждение того, что творчество учителя и ученика – двуединый процесс, и одно без другого невозможно.

Свое восхищение прекрасной выставкой и заседанием художественно-литературного салона «Ренессанс» выразила заместитель директора по социально-воспитательной работе ИФМК им. Льва Толстого КФУ профессор Зилия Мухтаровна Явгильдина, она вручила благодарственные письмо от имени директора Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого профессора Радифа Рифкатовича Замалетдинова директору Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина за плодотворное сотрудницество Ольге Александровне Гильмутдиновой.

В заключение руководитель проекта заведующий кафедрой дизайна и национальных искусств доцент Расых Салахов вручил дипломы почетных членов салона гостям впервые участвовавшим в его работе и объявил тему декабрьского заседания литературно-художественного салона «Ренессанс».

Источник информации: Светлана Бородина



© 2009-2022 Казанское художественное училище имени Н.И.Фешина.
При перепечатке любой информации ссылка на сайт обязательна.